Государственная историко-культурная экспертиза

Археологическая компания «Гильдия археологов» по заказу подрядчика организует работы по проведению историко-культурной экспертизы.

Историко-культурная экспертиза является основанием принятия решения органами охраны объектов культурного наследия о возможности производства строительно-монтажных, дорожных, общестроительных и прочих видов работ с выемкой и перемещением грунта, а также других, способных нанести ущерб историко-культурным ценностям при их существовании на исследуемой местности.

 

Государственная историко-культурная экспертиза (ГИКЭ) представляет собой ряд мероприятий, в на основании которых даётся однозначное решение об историко-культурной ценности и об порядке осуществления запланированных строительных работ.

 

Во время экспертизы эксперты изучают весь имеющийся материал, проводят исторические исследования с использованием архивных данных. Результат исследования и выводы излагаются в заключении.

 

  

Историко-культурная экспертиза может осуществляться для следующих целей:

01

подтверждения наличия или отсутствия объектов культурного наследия;

 

02

выявления объектов культурного наследия

 

03

определения объектов обладающих признаками объекта культурного наследия

 

04

исключения объекта из реестра культурного наследия

 

05

экспертиза проектной документации по сохранению объектов культурного наследия на предмет соответствия требованиям ФЗ

                 

 

Наш эксперт имеет аттестацию Министерства культуры РФ по направлениям историко-культурной деятельности:

  • выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
  • земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
  • документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  • документация, за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в настоящей статье работ по использованию лесов и иных работ.

 

Основанием для проведения экспертизы является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе" определяет порядок проведения историко-культурной экспертизы, размер ее оплаты и устанавливает:

  • кто может быть экспертом;
  • какие документы должны быть предоставлены и в каком порядке они должны рассматриваться экспертами;
  • какие исследования должны быть проведены для осуществления экспертизы;
  • в каких случаях и на каких основаниях проводится повторная экспертиза.


Статья 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Объекты историко-культурной экспертизы":

Объектами историко-культурной экспертизы являются:

  • выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр;
  • земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ...
  • документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  • документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
  • документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  • проекты зон охраны объекта культурного наследия;
  • проектная документация на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
  • документация, обосновывающая границы защитной зоны объекта культурного наследия.

 

 

Решение по результатам принимается в органах Росохранкультуры, куда должно быть направлено заключение с необходимыми материалами и подтверждающими документами, на основании которых получено заключение. После получения документов, они рассматриваются и не позднее 45 дней с момента получения заказчику выдаётся уведомление о согласии с предоставленным заключением. Если же органы Росохранкультуры по каким — то причинам не согласны с выводами экспертов изложенными в заключении заказчик может предоставить его повторно, после устранения всех выявленных недочётов, замечаний и т.д.

При принятии решения органы Росохранкультуры, в соответствии со своими полномочиями, могут потребовать дополнительные пояснения по заключению.

Согласно п. 19 Положения Акт экспертизы должен в обязательном порядке содержать следующую информацию:

  • даты начала и окончания экспертизы;
  • место проведения экспертизы;
  • заказчик по инициативе которого проводится экспертиза;
  • сведения обо всех привлечённых экспертах, и информация о принятии ответственности за достоверность информации;
  • цели и объекты;
  • список документов, представленных заказчиком;
  • обстоятельства, влияющие на проведения и результаты экспертизы (если такие обстоятельства имеются);
  • сведения о том, какие исследования проводились, с описанием применяемых при этом методов, характер выполненных работ, их объёмы и получаемые при этом результаты;
  • списки литературы, которая использовалась, документов и прочих материалов на основании которых сделаны заключения;
  • однозначный и понятный вывод экспертизы (положительное или отрицательное заключение);
  • обоснования вывода экспертизы;
  • перечень приложений к заключению экспертизы;

Также прописаны требования к дате заключения и подписи эксперта: дата должна соответствовать дате подписания, подпись должна быть выполнена собственноручно экспертом без использования копий и штампов.

 

Повторная экспертиза органами Росохранкультуры может быть назначена согласно п. 33 Положения в следующих случаях:

  • нарушен установленный порядок экспертизы;
  • прошло более двух лет с момента оформления и подписания Акта экспертизы;
  • невыполнение требований органов Росохранкультуры по доработке экспертного заключения, или нарушение сроков предоставления материалов или дополнительной информации;
  • если поступило заявление от лиц права которых могут быть нарушены в результате принятия решения.

 

При организации повторной экспертизы следует также руководствоваться положением об экспертизе. В частности Эксперт, подписавший заключение по завершении первой экспертизы, не вправе принимать участие в проведении повторной экспертизы (п. 34 Положения).